Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
Песня о Родине - 04:47 (1123Kb) "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек." Музыка: Исаак Дунаевский Слова: Василий Лебедев-Кумач 1936г. Исполняет: КАППСА, солист Л. Харитонов Скачано: 23019 раз
Обработка - в стиле А. В., более гимническая, торжественная, чем у большинства остальных версий. Жаль, что два великих титана советской песни не дружили...
Слышал, что КрАПП исполнял эту песню с Е. Нестеренко. Если это так, очень хотелось бы фонограмму. Во всяком случае "Ленин всегда живой" звучит в данном содружестве шедеврально.
Александру спасибо.
Послушав эту композицию в исполнении прославленного, любимого мной коллектива, невольно вспомнились слова одного из действующих лиц фильма "Карнавальная ночь" Огурцова - директора Дворца культуры, которого играл И. В. Ильинский: "Да... коллектив большой, работа проделана большая, но так дальше дело не пойдёт..." (за точность не ручаюсь, но смысл этот).
Вот и здесь. Выдающийся коллектив, потрясающие возможности, прекрасный солист, оркестр великолепный, но исполнение не сделано так, как к тому обязывает ВЕЛИКАЯ ПЕСНЯ. У меня нет никаких претензий к исполнителям (здесь я буду иметь в виду хор, оркестр и солиста). Они сделали то, что от них требовали. Но, коллектив - хор, оркестр, солист - это лишь инструмент, который должен оказаться в руках выдающихся исполнителей, под которыми теперь я имею в виду - оранжировщиков хоровой части и инструментальной, а так же дирижёра.
Именно их работа, лично меня, не настраивает на то, чтобы сказать, что сделано как надо.
Когда мы слышим записи прошлых лет этой песни с уже нам давно известными исполнителями, то там (в инструментальном сопровождении) слышатся изумительные по своей красоте контрапункты, подголосочная полифония и в сочетании с основной темой песни это звучит настолько здорово и вдохновенно, что порой ловишь себя на мысли, что эти подголоски, контрапункты хочется слушать и слушать, и они совершенно не мешают воспринимать основную мелодию. Напротив - они её дополняют, развивают и ещё более усиливают гимнический смысл этого выдающегося песенного шедевра. Возможно, инструментовку делал сам Исаак Осипович - великий мастер на такие вещи. Ничего подобного в исполнении александровцев я не услышал. Там на первом месте хор, инструментальной же части отдаётся лишь поддерживающая функция аккомпанимента.
Кроме того, порой не соглашаешься с тем, что иногда песне придаётся маршеобразность в армейском смысле этого слова. У И. О. Дунаевского маршеобразность присутствует тоже, но это маршеобразность не строевой песни, а маршевость в более высоком значении этого слова. Это движение Великого народа, поступь Великой страны к своему светлому будущему, в смысл которого Мы - люди старшего поколения - верили и гордились достижениями и успехами советского общества на этом пути. И этот характер дирижёру нужно было бы уловить и осмыслить, а не превращать его в строевую песню.
Лично я считаю, что александровцам эта песня не удалась. А жаль...
Абсолютно с Вами согласен. У Дунаевского марши по истокам своей мелодики происходят не столько из походно-строевых традиций, сколько из традиций оперных и симфонических.
Вероятно, Анатолий Иванович отчасти прав, но что такая версия неудачна - не соглашусь. В качестве строевой песня тоже хороша, а гимнический характер, повторюсь, присутствует и здесь, просто трактовка его несколько иная.
Если бы песню делал А. В. со своим составом, наверно, исполнение было бы интереснее...
Каждый из нас имеет право высказать своё мнение. И Вы правильно поступаете, высказываясь по поводу данной трактовки.
Но, я (лично для Вас) хотел бы уточнить свою позицию.
Если бы КАППСА были ближе (как и Вам) песни строевые, то они и без этой песни могли бы обойтись.
И Вы прекрасно знаете, что песен, подобных строевым, в их репертуаре больше чем предостаточно.
Если рассуждать, исходя из Вашей любви к строевым маршевым песням, то можно дойти до абсурда. Например, Гимн Советского Союза тоже имеет тактовый размер (4/4), позволяющий трактовать эту тему в характере строевой песни, да и по форме они однотипны - обе написаны в простой двухчастной форме.
С Вашей точки зрения эта песня цитирую: //В качестве строевой песня тоже хороша//- конец Вашей цитаты.
т. е. "Гимн" вполне можно было бы трактовать как строевую песню. Но, по известным нам с Вами причинам, никто не решается на такой эксперимент.
Но, если характер "Гимна" выдерживается строго в заданном композитором стиле, то в "Песне о Родине" (такое правильное название этой песни) композитор меняет характер песни от широкого, могучего, торжественно-величественного и вдохновенного в первой части до маршеобразного, горделиво приподнятого во второй части. И здесь уместно напомнить Вам мою цитату из первого моего высказывания: //"У И. О. Дунаевского маршеобразность присутствует тоже, но это маршеобразность не строевой песни, а маршевость в более высоком значении этого слова. Это движение Великого народа, поступь Великой страны к своему светлому будущему, в смысл которого Мы - люди старшего поколения - верили и гордились достижениями и успехами советского общества на этом пути"//.
И, если исходить из того, как И. О. Дунаевский представлял исполнение этой песни, то это далеко от того, как Вы представляете её исполнение, допуская придать ей характер строевой песни.
Могу сказать ещё жёстче.
А чем, скажите пожалуйста, она отличается от Главной песни Страны - Государственного Гимна?!
Я, к сожалению, не знаю Вашего возраста, но полагаю, Вы моложе меня, иначе бы не "издевались" над этой песней и относились бы к ней более уважительно.
Вы не представляете какое значение для каждого гражданина СССР имела эта Великая песня. Она отождествлялась с Государственным Гимном.
Я Вам приведу один пример.
Много лет подряд мне приходится в День 9 мая аккомпанировать фронтовикам в сквере Большого театра. По традиции туда стекается огромное количество людей и поют разные песни в основном советского периода.
Однажды, лет пять назад, меня попросили саккомпанировать "Песню о Родине", до этого много лет не исполнявшуюся после распада СССР.
И когда после мощного вступления народ запел эту песню, то надо было видеть какое сильное эмоциональное воздействие произвела зта песня на окружающих...
Многие плакали (и мужчины, и женщины) и не скрывали своих слёз.
Это было что-то невообразимое, Лично у меня комок стоял в горле, я не ожидал, что это произведёт такой огромный резонанс на окружающих людей. Это был настоящий урок нравственности, патриотизма для молодёжи, находящейся в этом же круге расстроганных людей старшего поколения. И мне казалось в тот момент, что молодые люди глубоко осознавали ЧТО происходит в эти минуты на площади. Это было незабываемо. Сколько буду жить никогда этого не забуду.
Я хочу сказать, что не с каждой песней можно обращаться на "ты".
К некоторым (уверен, что к немногим) из них следует проявлять величайшие уважение и такт.
Принимаю Вашу точку зрения и благодарю за содержательный пост. Вне сомнения, "Песня о Родине" действительно великая, и издеваться над ней даже не думал (хотя грандиозно-божественная александровская мелодия, на мой скромный взгляд, больше подходит для гимна страны - хоть СССР, хоть нынешней России)...
Не рисккну продолжать дискуссию по трём причинам. Первая - я, в отличие от Вас, не музыкант, и спорить с Вами по чисто профессиональным вопросам вряд ли уместно. Вторая причина - моё более чем неравнодушное, даже несколько "фанатское" отношение к Краснознамённому, что форумчане справедливо подмечали. Ничего страшного, впрочем, в том не вижу. И причина третья - за последние годы с лучшими творениями Дунаевского, Александрова и других классиков советской музыки такое порой вытворяют, что просто слов нет. Вот это действительно страшно. Даже мне, не испытывающему тёплых чувств ко многому из того, что было написано и построено "под знаменем Ленина-Сталина".
А строевая песня или нет - значения для меня не имеет, лишь бы нравилась - это в ответ на одно из Ваших высказываний. Отвечаю и на другой Ваш вопрос - мне 38.
Я совсем не хотел Вас обижать. Если Вы заметили, я слова издевались взял в кавычки.
Я тоже фанат Краснознамённого ансамбля.
У меня в своей фонотеке есть большая подборка с их репертуаром. Но, всё же мне ближе их творчество времён советского периода и может чуть дальше.
Мне как-то пришлось быть на их концерте (года два-три назад) в Кремлёвском дворце съездов, и я, давно не слышавший их "вживую", был просто разочарован.
Пока в первом отделении они исполняли свою т.н. классику (известные песни советского периода, песни ВОВ и т. д., то это ещё как-то воспринималось.
Но, когда во втором отделении они начали исполнять песни, написанные их дирижёром, да ещё в таком количестве, что я уже устал их считать и воспринимать не только, как музыкант, но и как слушатель, то здесь впору было бежать из зала. До такой степени это было назойливо со стороны дирижёра-композитора, что хоть караул кричи.
И вообще, вцелом, я для себя вынес то, что ансамбль несколько деградировал.
В первую очередь по мастерству исполнения и, как мне показалось, и по дисциплине на сцене и по ответственности перед публикой. Какие-то движения некоторых хористов во время исполнения и в паузах. Одним словом какая-то небольшая расхлябанность коллектива мне бросилась в глаза.
Раньше мне казалось у них было больше ответственности и подтянутости на сцене.
Мельком я слышал, что какие-то проблемы у коллектива накопились с годами.
Ротация коллектива давно не проводилась, контингент артистов постарел и нет прилива свежих сил, смена руководства, ну, и как везде, недостаточное финансирование и др. Впрочем, это только на уровне не подтверждённой информации. Но, спад качества исполнения очевиден.
Что же касается их исполнения "Песни о Родине", тоя свою точку зрения не меняю. Но, повторяю, что артисты Ансамбля здесь абсолютно непричём.
Вы затронули тему государственного гимна. Хочу ее развить. Мне жалко что "широка страна моя родная" не стала нашим гимном. Только слова написать другие, оставить только первую строчку. Ну, Михалков бы справился.Он меня прикалывает. То у него дифирамбы Сталину, не стало Сталина - и дифирамбов не стало, остались только Ленину. А сейчас - хранимая богом радная земля! Что надо - то и напишет! Не, прикалывает меня Михалков. Предлагают еще "священную войну" на роль гимна, но нет, ее не надо, она несравненная, конечно, но страшная, пусть она остается гимнов борьбы с фашизмом.
А вот "широка страна моя родная" - в самый раз. Когда песня начинается, перед тобой развертывается что-то огромное и светлое, а по мере прослушивания песня словно проносит тебя на крыльях над великими просторами. Могу сказать что таких ощущений мне не дарила больше ни одна песня. Только вот если приспосабливать ее для гимна, конечно это должен быть не марш, а более размеренная обработка, по образцу сегодняшнего гимна. ДЕНИС, я вовсе не хочу Вас обидеть и не отправляю в отстой Александрова с его гимном, просто пусть бы он оставался гимном Советского Союза, по своему прекрасным. Спешу заметить что все мои размышления - это лишь мой личный взгляд.
Анатолию Ивановичу еще хочу изложить свои размышления по поводу не лучших времен у ансамбля. Ансамбль не виноват. Он же вообще находится в подполье! Тем более сложно творить в атмосфере тотального засилия массового бескультурья, в который превратили нашу массовую культуру. А вы вспомните, вспомните концерты ко дню Победы, какой конец света там творится! На фоне этого безобразия краснознаменцы и звучат и смотрятся очень даже внушительно.
Хоть мне и немного лет, я знаю что раньше было и чего сейчас нет, думаю что если мне дать старую и современную запись, я их различу. И все-же я благодарна краснознаменцам что они еще держатся.
Вы имеете в виду песни В. А. Фёдорова, скоропостижно умершего в 2003 году (следующий худрук В. А. Коробко песен вроде не писал)? Очень интересно, я с его творчеством знаком в основном понаслышке, никак не могу найти записей. Говорят, у него были и шедевры, например, "Шестая рота". Вы не слышали?
Период у Краснознамённого на рубеже веков был действительно самый трудный в биографии - старые примы сходили, а новых звёзд ещё не взошло, о материальном положении и говорить нечего. Слава Богу, сейчас всё стало значительно лучше, только бы не останавливались те, от кого зависит судьба одного из наших культурных символов.
Катюше - простите уж меня, но ещё не хватало бы, чтоб Вы отправляли в отстой А. В. Александрова, да ещё с гимном! С Сергеем Владимировичем (не столько с Михалковым, но и с поэтом тоже) попочтительнее бы. А вот насчёт того, что КрАПП РА и сегодня на несколько порядков выше даже большинства академических коллективов-полностью присоединяюсь! Тоже говорил об этом на форуме, только другими словами. Насчёт подполья - в общем соглашусь, однако значительная доля вины в этом принадлежит и соответствующим подразделениям коллектива, ответственным за его продвижение, информационную политику. Если у пресс-секретаря не хватает толку даже подготовить прямой эфир, на который глава структуры, уважаемый Л. И. Малев, приходит, путаясь в элементарных вещах, ключевых датах, о чём может идти речь? На сайт их зайдите-нет ни одного портрета создателя! Один Е. В. Александров, зав. музеем и внук А. В., за всех по мере сил отдувается да ещё, пожалуй, администратор В. Г Кадинов, но ведь они уже в возрасте, да и основных обязанностей хватает...
простите, но я, мне казалось, все точки над Ё расставила. И насчет гимна объяснила, и сказала, что не хочу Вас, Денис, обидеть, и указала что это только мое мнение. А насчет Серогея Владимировича - откуда эти домыслы?
С чувством юмора, без амбиций и тем более обид, Ваш Д. М. )))
На этой мажорной ноте и завершим.
А вот ответ и комментарий Анатолия Ивановича на пост от 5.08.09 18:25 очень был бы мне интересен.
Ваши чувства как почитателя ансамбля и лично А.В. Александрова, являясь почитательницей Дунаевского, хотя вовсе не собираюсь сталкивать лбами двух великих композиторов, и являюсь почитательницей того и другого.
А теперь прикол: представляете, хотела написать "не хочу употреб**ть слово "фанат", и он мне выдает "МАТЕРИТЬСЯ на форуме не разрешается"!
Denis prav. Vi, skoree vsego, bili na concerte v KDS v Fedorovskiy period. On lyubil prodvigat svoi pesni, hotya ne vse oni bili udachnimi. I so scenicheskoy disciplinkoy v te vremena bilo slabovato. Poslednie 3-4 goda ansamb. ne imel solnikov v KDS, tolko v zale Chaykovskogo. Poslednie godi nam prihodilos pet mnogo konyukturscthini, chasto bestalannoy i so vsyakoy "pozvonochnoy" bezgolosicey. Ocen trudno pet horosho yavno bezdarnii vescthi, pritom ne imeya takih hudrukov, kak B.Aleksandrov i I.Agafonnikov. S uvazgeniem. SV.
Катюша, Вы совершенно верно подметили ГЛАВНУЮ характеристику маршей и гимнических песен (хотя у него их было очень мало) И.Дунаевского, когда говорили про "Широка страна моя родная".
Марши Дунаевского всегда ДИНАМИЧНЫ и ПОДЪЁМНЫ, в них есть музыкальная романтика, есть порыв, есть разливающийся свет, даже какая бурность, вихренность. Марши А.Александрова, которые в большинстве своём выдержаны в традициях солдатской песни, они более статичны, торжественны, даже в чём-то помпезны. Заметьте, у Дунаевского почти не было песен-здравиц, песен-славиц, торжественных гимнов.
Я бы сказал так. А.Александров - это КОНСЕРВАТИЗМ. Дунаевский - это РОМАНТИЗМ.
А здоровый консерватизм в традициях русского хорового пения, иногда православных песнопений - разве плохо? Иногда даже лучше романтизма, порой казённого...
"Фанат" тоже не люблю. "Почитатель" лучше.
Прекрасно, Денис, прекрасно! Православные песнопения, кстати, тоже люблю, наравне с романсами, но не наравне с советской эстрадой - она лучше. А традиции - как же без них, и советская эстрада на них опирается.
**************************
Сатурну - про Дунаевского. С некоторых пор начались попытки записать Дунаевского в режимные композиторы, дескать, гимны человеконенавистническому режиму, угодничество и даже лизоблюдство. ЧУШЬ СОБАЧЬЯ!! Уж не знаю каким близоруким надо быть, чтоб не разглядеть, что творить на заказ так вдохновенно как Дунаевский просто невозможно. Вдохновенность, конечно, и у других есть, но у Дунаевского она своя, плохо поддающаяся словесному описанию, необъятная какая-то. Дунаевский был таким каким он был - беспредельно-восторженным, летящим над обыденностью, порой так высоко, что не замечал некоторых ее деталей, и конечно, романтиком.
Кстати, когда Дунаевский начинал подмечать, что все далеко не безоблачно, это его подкашивало, приводило в душевное смятение - и это еще одна черта романтика.
Не рвусь в искусствоведы, не пытаюсь анализировать души двух великих музыкантов, навязывать другим свой вкус и тем более ударяться в экзальтацию с криками в духе "ЧУШЬ СОБАЧЬЯ!!" ))).
Однако для меня Александров всё равно ближе, интереснее и даже искреннее. Могу развести длинный пост, но вряд ли убежу имеющих иную точку зрения, как и они не убедили меня. "Песня о Родине" в предложенном варианте тоже имеет право на жизнь, после саундтрека с Орловой и Евгения Нестеренко ставлю это исполнение для себя на третье место. Кому давал слушать данную фонограмму, всем тоже нравится.
Анатолий Иванович не отзывается, поэтому точка.
Я просто указал на то, что композиторский стиль Александрова очень сильно отличается от стиля Дунаевского и что в какой-то степени Александрова-старшего можно считать символом консервативных ценностей в музыке, а Дунаевского - романтических. Естественно, речь идёт о ТРАДИЦИОННОЙ мелодике и в том и в другом случае.
На мой взгляд, главные отличительные свойства А.Александрова - это (1) ярко выраженная опора на мелодику и ритмику традиционной солдатской и крестьянской песни и (2) статичность и некая помпезность (в нейтральном смысле слова). Марши Александрова - это в первую очередь ВОЕННО-АРМЕЙСКИЕ марши, солдатские и походно-боевые песни, то есть это марши в самом прямом смысле слова. Марши Дунаевского вряд ли вообще правильно называть маршами, если исходить из узкого, прямого значения этого термина. Это массовые маршеобразные песни, предназначение которых выходит далеко за рамки военно-армейских произведений и мелодийные истоки которых уходят не в солдатско-крестьянский фольклор, а в симфоническую музыку 19-го века (особенно в немецкий и русский музыкальный романтизм). На мой взгляд, например, очевидно влияние П.И.Чайковского на композиторский стиль И.Дунаевского (особенно это проявляется в вальсах, в вальсовых песнях, в песнях народного стиля).
Мне кажется, что, например, М.Блантер в какой-то степени попытался совместить александровский фольклоризм с симфонизмом Дунаевского. Военно-боевые, военно-походные, армейско-героические песни Блантера ("Песня о Щорсе", "Партизан Железняк", "Краснофлотская", "Казаки-казаченьки", "Дальний путь, полёт орлиный", "До свиданья, города и хаты", "Солнце скрылось за горою" и др.) имеют и что-то от александровского композиторского почерка и что-то от мелодизма Дунаевского.
M.Blanter, da i mnogie dr.kompozitori chasto prinosili svoi kompozicii snachala A.V., a potom B.A. v vide nabroskov i spustya nekotoroe vremya, pesni stanovilis populyarnimi. Navernoe, na etom etape i poyavlyalos to, chto Vi nazvali aleks.kompoz.pocherkom. Do 1928 g., A.V.napisal mnogo duhovnoy muziki, do sih por chasto ispolnyaemoy i schitausctheysya duhonno-horovoy klas...koy. V etih proizvedeniyah Vi ne naydete nikakogo soldatsko-krestyanskogo folklora. Mne predstavlyaetsya, chto A.V. mog pisat takuyu muziku, kakaya bila vostrebovana v lyuboe konkretnoe vremya, a uzg masterom orkestrovo-horovih aranzgirovok on bil neprevzoydennim. Iz lyubogo ...... mog sdelat konfetu + velekolepniy kollektiv pod rukoy. S uvazgeniem. SV.
Да, многим песня дорогу в жизнь дал именно КАППСА и Б.Александров. Например, Туликов вспоминал, что его "Мы за мир!" "раскрутил" именно Ансамбль и в первую очередь Александров-младший, который уже в конце 40-х стал его руководителем.
Что же касается Александрова-старшего и его духовно-хоровых произведений, то, хотя с ними знаком мало (знаю в основном вещи Рахманинова, Гречанинова, Глазунова, Калинникова), но абсолютно согласен, что его представления о том, ЧТО и КАК сочинять определились именно его работой в этой области. Главное для Александрова - это звучание хора, мастерство коллективного пения...
Мне сразу вспомнились три песни, стиль которых ну абсолютно соответствует церковному православному песнопению - "Ты у нас одна" Долуханяна и "Песня о Ленине" Холминова.