Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Вот даже несколько комический пример сочетания "разностилевых" мелодических ходов, который можно услышать в песне Л.Шварца из к/ф "Хозяйка медной горы".
"Ветерочек, ветерок, Ты завей по прежнему, Ты неси мою любовь К милому сердечному". Музыкальные фразы, соответствующие первой, второй и четвёртой строчкам этой песни, стопроцентно в стиле Римского-Корсакова, Бородина и т.п. Но ТРЕТЬЯ строчка катастрофически выпадает из ряда: вместо "Римского-Корсакова" неожиданно получился "Богословский" (сравните, например песню "Если ранили друга" из к/ф "Остров сокровищ"). Причём дальше (т.е. в четвёртой строке) мелодия опять развивается "по Римскому-Корсакову".
Л.Шварца и Н.Будашкина я считаю лучшими композиторами-стилизаторами "под Могучую кучку" (к ним ещё можно прибавить отличную музыку и песни таких совершенно забытых композиторов как С.Потоцкий - фильм "Кощей Бессмертный" - и Л.Половинкин - фильм "Конёк-Горбунок"). Причём, и первый, и второй по-своему оригинальны, а не слепо копирующие прежние модели (как, например, Игорь Морозов в "Илье Муромце", "Сампо", "Алых парусах" и др.)
Я как раз на днях занимался песенным наследием Л.Шварца, композитора с довольно странной судьбой. На мой взгляд, в его наиболее интересных и удачных песнях у него на редкость особый мелодический почерк. "Ветер-ветерок" из "Каменного цветка" я запомнил сразу как только в детстве посмотрел фильм, причём я записал тогда и замечательную увертюру к фильму. "Летели на фронт самолёты" - песня, на мой взгляд, отличная, в мелодике чувствуется некий сплав пролеткультовских влияний и героической песни ГРАЖДАНСКОЙ войны. То же можно сказать о песне "Бьют барабаны". Вообще для Л.Шварца характерны постоянные обращения к песенности Гражданской войны. Это чувствуется в каких-то своеобразных окончаниях музыкальных фраз из его песен (в той же "Летели на фронт самолёты", а также в замечательной "под Шостаковича" лирической "Хочу судьбу свою спросить"). Есть ещё у Л.Шварца очень красивая маршеобразная песня "Школьная прощальная" из к/ф "Аттестат зрелости" - она похожа на марши Соловьева-Седого и Блантера 1950-х гг.
Л.Шварц очень хорошо владел приёмами стилизации, т.е. умением написать песню буквально с "заданным" мелодическим почерком (продиктованным темой фильма или образом персонажа). В этом качестве можно сравнить с Ю.Левитиным. Собранные воедино песни как того, так и другого композиторов очень примечательны именно разнообразием стилей.
Творческая биография Н.Будашкина как композитора-песенника сложилась не совсем удачно: "серьёзная" его музыка (оркестровая и инструментальная)исполнялась достаточно широко, но песни (за немногими исключениями) так и остались в нотах. Притом, что мелодические темы даже оркестровой музыки Н.Будашкина иногда "прямо так и просятся" в песню!
п.с. Как-то давно (года 3 назад) я выкладывал сюиту Будашкина для оркестра народных инструментов. Кажется, она называлась "Сказка" или "Зимняя сказка". В ней центральная мелодия - мотив песни "Кукушечка" и других музыкальных номеров из фильма "Морозко". Вообще она похожа на симфоническую поэму Римского-Корсакова "Сказка" (кстати, чудесная вещь!)
Спасибо, уважаемый Константин - но оцифровывать, пока что, наверное, нет необходимости. Хотя если будет общий интерес, то для временной выкладки в "Самодеятельность" "Праздничная увертюра" Будашкина подходит в самый раз. Но тогда это лучше приурочить к каким-нибудь советским праздничным дням.
Жаль, что на сайте пока нет раздела "оркестровые пьесы советских композиторов" (одна из причин - некоторая неоднозначность критериев отбора). Если бы не это обстоятельство, "Праздничная увертюра" Будашкина вполне подошла бы и для основной коллекции сайта.
Если не ошибаюсь, "Донбасский вальс" Холминова существовал с небольшими изменениями и в виде инструментальной пьесы, причём даже называлась она как-то иначе (то ли просто "вальс", то ли ещё что-то).
но этого не сделаешь ни на одной песне. Может, здесь?
у группы "любэ" есть песня: "выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем..." так вот, мне кажется, что эта песня прямо какая-то "блантеровская" по стилю. Когда я ее услышала, я подумала что это они старую песню перепели, и очень удивилась, узнав что песня видимо современная. Исполнение группы "любэ" никак нельзя признать сколько-нибудь удовлетворительным для этой песни, поэтому я когда слушаю представляю как бы мог спеть Краснознаменный ансамбль.
Эта песня несколько напоминает мелодии сегодняшней Северной Кореи. Например, часто встречается в северокорейских песнях музыкальная фраза, которая в рассматриваемой песне соответствует вот этой заключительной строчке текста "..мы пойдём с конём по по-о-о-о-лю вдвоём" (повторяющимися буквами выделено ударение). Примерно такую же последовательность звуков можно найти и в песне Соловьёва-Седого "Вечер на рейде".
у Вас наверно есть музыкальное образование. А вообще интересно, я, значит, на Блантера клоню, а Вы - на Соловьева-Седого...может кто нибудь еще на кого-нибудь намекнет...
насчет северокорейских мотивов - простите, понять Вас не могу, так как не имею представления об этих мотивах. Мне же слышится в указанной песне настоящая русско-советская песенная классика.
У "Любе" с Краснознамённым была концертная программа лет 10 назад, но что пели - не знаю. Читал только лестные в целом отзывы. Даже намёков на запись не попадалось...
Может, Сергей Владимирович хоть расскажет, пускай к заявленной теме это и не относится?..
Da, chto-to ne pripomnyu, dorogoy Denis. Chasto s "Lube" vistupali vmeste v sbornih koncertah, no chtobi sovmestnuyu programmu....? Hotya tvorchestvo etoy gruppi slushayu s neizmennim udovolstviem. Vash SV.
Здравствуйте, спасибо за информацию, просто я читал именно насчёт отдельного концерта. Если память не изменяет, на Поклонной горе. Дело было весьма давно, внятной информации в сети не встречал.
А в сборных программах что Александровцы пели с "Любе", не подскажете? Не видел даже ни разу...
"Любэ" и Краснознамённый, нашёл кое-что:
http://demo.rco.ru/topsearch/hl.asp?URL=c%3A%5CResearchDemoData%5CTopData%5C04%5F1997%5C122133%2Ehtm&CONTEXT=+&INFOSYSTEM=topdemo
Цитирую:
"Москва, 26 апреля /МК-Новости/. Распоряжение о проведении культурно-массовых мероприятий, посвященных 52-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, подписано премьером правительства Москвы Юрием Лужковым. Праздничные мероприятия пройдут 6 и 9 мая на Поклонной горе, Красной, Театральной, Лубянской площадях и на улице Охотный ряд. На Поклонной горе торжества начнутся 9 мая в 12.00, а закончатся в 22.00. 9 мая будет организован специальный маршрут автобуса от станции метро "Киевская" до остановки "Парк Победы". Красная площадь будет предоставлена для торжеств 6 мая с 17.00 до 22.00 и 9 мая с 12.00 до 22.00. На Театральной, Лубянской площадях и на улица Охотный ряд празднование дня Победы пройдет 9 мая с 11.00 до 18.00. Только на программу культурных мероприятий из городского бюджета выделяется 3 миллиарда рублей. Пожалуй, самое грандиозное действо развернется 6 мая на Красной площади. Здесь состоится концерт группы "Любэ" в сопровождении ансамбля имени Александрова".
Конец цитаты.
Выходит, ошибка?